Николай Андреевич Римский-Корсаков

Автор: Administrator вкл. . Опубликовано в Композиторы

Николай Андреевич Римский-Корсаков (18 марта 1844 - 21 июня 1908)

Римский-КорсаковКаждый большой художник неповторимый, как, возможно, и каждый неповторимый художник - большой. Один из классиков русской музыкальной культуры Николай Римский-Корсаков - неповторимый великий художник, создавший очень много разноцветных музыкальных полотен, использовав для этого вместо масляных красок, гуаши и пастели, звук и тембр.

Творчество этого талантливого композитора - живое воплощение достижений мировой музыкальной культуры с одной стороны, с другой - поэзии и самобытности русского национального музыкального (и не только) искусства. В его произведениях своеобразно воплотились, «легли» на глубинный национальный творческий кругозор и соединились основополагающие направления в искусстве XIX века - реализм и романтизм.

Он провозглашал реализм основой своего художественного мировоззрения, но вместе с тем в определенных особенностях музыкального языка, в трактовке реальных образов в своих произведениях композитор сталкивался с музыкальным романтизмом. Это и опоэтизированы явления действительности, и природа, которая приобретает черты живого человека, ведет себя как личность, и фантастические образы, которые присутствуют как завуалировано в «чистых» музыкальных жанрах, так и реально в синтетическом музыкально-драматическом жанре оперы. Композитор считал фантастический элемент для музыки всегда благодарным и благодатным. Видимо поэтому из пятнадцати опер, написанные им, девять созданы на сказочные или легендарные сюжеты.

Родился Римский-Корсаков в провинциальном городке Тихвине Петербургской губернии. Сначала жизнь будущего великого композитора носила традиционный для детей из лучших дворянских семей характер: добротная домашнее образование с обязательным изучением иностранных языков и уроками музыки; впоследствии - закрытое учебное заведение - в данном случае это был привилегированный Морской кадетский корпус в Петербурге, потому что в роду Римских-Корсаковых было немало известных моряков, затем служба и морская карьера. После окончания Морского корпуса в 1862 Римский-Корсаков отправился в трехлетнее кругосветное плавание, во время которого он увидел многие страны, а главное - понял и полюбил море. Образ моря - то приветливого и влекущего, то грозного, поражающий своим величием - навсегда вошел именно тогда к творческое сознания будущего композитора. Впечатления от морских путешествий воплотились через некоторое время в изумительных морских пейзажах, которые ему удалось сохранить благодаря своему «цветному» слуха средствами «оркестровых» красок в таких музыкальных произведениях, как опера «Садко», симфоническая сюита «Шахерезада», Первая симфония.

Профессиональные занятия музыкой начались у Римского-Корсаково только с сентября 1859, после знакомства с Федором Канилле - известным в то время пианистом-виртуозом и педагогом. «Я глубоко благодарен ему за направление моего вкуса и за общее развитие моих композиторских способностей», - писал впоследствии композитор.

В ноябре 1861 благодаря Камилле состоялась встреча Римского-Корсакова с Михаилом Балакиревым и другими членами композиторской группы «Могучая кучка». В то время этот «творческий союз» был одной среди многих школ и эстетических направлений в русской музыкальной культуре второй половины  XIX века. Этот музыкальный коллектив составили пять российских композиторов - Михаил Балакирев, Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков. Их объединяли не только совместные занятия и крепкая дружба, но и общие взгляды на музыкальное искусство, общие цели и задачи. Положение каждого из этих художников в истории русской музыки разное: Балакирев известен прежде всего как председатель музыкального кружка, так называемый «идеологический центр»; Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков своими произведениями начали новый период в русской музыкальной культуре, приблизили ее к уровню Европейского искусства, значение Кюи скромнее, но ему тоже принадлежит законное место в истории музыкальной культуры России как музыкального критика и пропагандиста современной русской композиторской школы.

Знакомство с этими яркими музыкальными деятелями стало ключевым моментом в жизни Римского-Корсакова. Именно в балакиревском кружке он встал на путь профессионального композиторского творчества, получив для этого необходимую моральную поддержку и помощь более опытных коллег. Впоследствии активной участницей музыкальных вечеров балакиревского кружка стала Надежда Пургольд - блестящая пианистка, постоянный исполнитель произведений «кучкинистов», талантливая натура, преданный друг и помощник композитора. Позже Римский-Корсаков знакомится с еще одним российским выдающимся композитором - Петром Чайковским, который тоже тогда находился только в начале своего плодотворного творческого пути. Последний не входил в кружок «Могучая кучка», наоборот, он был среди оппозициоенров этого общества. Затем Чайковский вообще покинул Петербург и переехал в Москву в только что открытую там консерваторию, куда был приглашен на должность профессора. Возможно, именно тогда зародилось негласное противостояние между московской и петербургской композиторской школой и деятелями искусства.

Важным событием в музыкальной деятельности Римского-Корсакова был его вступление осенью 1871 в число профессоров Петербургской консерватории. Можно утверждать, что начало его преподавательской деятельности стал новым этапом в формировании профессионального композиторского и музыкально-теоретического образования в Петербурге. За годы преподавания в Консерватории (1871-1908) Римский - Корсаков воспитал много выдающихся музыкантов, ряд икоторых в дальнейшем сами стали профессорами Консерватории, как, например, Анатолий Лядов и Николай Мясковский. Среди его студентов по теории музыки и композиции - композиторы Сергей Прокофьев, Николай Черепнин, Антон Аренский, а также будущий академик, музыковед Борис Асафьев. Под его влиянием начинал свой творческий путь всемирно известный композитор Игорь Стравинский. В его классе учились многие будущие основоположников национальных композиторских школ Украины (Николай Лысенко), Прибалтики (Язепс Витолс), Армении (Александр Спендиаров), Грузии (Мелитон Баланчивадзе). Его лекции посещал итальянский композитор Отторино Респиги, а также польский скрипач Эмиль Мельничный. Затруднительно перечислить всех известных музыкантов и композиторов, вышедших из класса Римского-Корсакова, поскольку их было более 200!

Римский-Корсаков стал автором первых учебных программ и учебников по гармонии и теории композиции, которые не потеряли актуальности в наше время. Он является автором первого учебника по оркестровке для симфонического оркестра, который стал настольной книгой для многих поколений композиторов России и Советского Союза. Римский-Корсаков идеально знал и чувствовал оркестр в целом и каждый инструмент в нем отдельно. Его так называемые «правила и законы оркестровки» опирались на достаточно долгий творческий экспериментальный путь, который позволил художнику в корне изучить все возможности тогдашних музыкальных инструментов - как особенностей их звучания, так и технических проблем исполнительства на них. Свой опыт композитор подробно изложил на страницах учебника в виде советов и наставлений молодым композиторам, при этом в примеры тех или иных удачных сочетаний инструментальных тембров приводил фрагменты из своих партитур.

Он давал советы даже своим коллегам по «Могучий кучке». Например, Римский-Корсаков считал, что Мусоргский не умеет оркестровать верно. Это его убеждение привело к вмешательству Римского-Корсакова в партитуру товарища с правками. После таких «вмешательств» еще много лет опера «Борис Годунов» Модеста Мусоргского ставилась в оркестровке Римского-Корсакова. Затем эту оперу переоркестрировал Дмитрий Шостакович.

 
 

Николай Римский-Корсаков прожил долгую творческую жизнь. Он сформировался как и другие члены «Могучей кучки», под идейным влиянием русского общественного движения второй половины XIX в. И на протяжении всего своего почти пятидесятилетнего творческого пути оставался выразителем благородных демократических устремлений.

Интересными фактами в биографии художника наполнено начало ХХ века. В последние годы жизни на сознание и творчество композитора сильно повлияли также революционная атмосфера и общественные настроения начала ХХ века. Университеты и другие высшие школы России в 1902-1906 годах претерпели ряд значительных потрясений. В связи с общим ходом внутренней политики государства академическая жизнь то прекращается, то возобновляется. В первом полугодии 1902 почти во всех высших школах Петербурга было не до учебы. Молодежью была объявлена общестуденческая забастовка. На своем собрании студенты выдвигали резолюции, в которых они настаивали на автономии университетов, но вместе с тем студенчеством высказывались и общеполитические требования о коренном преобразовании государственного строя. Это было начало процесса распада Империи. Композитор проявил незаурядное гражданское мужество и выразил свое оппозиционное отношение к реакционной власти. Не ограничиваясь выступлениями на заседаниях художественного совета консерватории, композитор опубликовал в газетах ряд открытых писем-протестов, за что был уволен с должности профессора консерватории. В знак протеста Петербургскую консерваторию демонстративно покинули ряд ведущих профессоров: композиторы Александр Глазунов, Анатолий Лядов, Феликс Блуменфельд. С ростом оппозиционного движения в стране и нарастанием политического кризиса, реакционные силы вынуждены были пойти на уступки. Консерватория получила относительную самостоятельность. Директором был избран Глазунов, который от имени художественного совета сразу же пригласил Римского-Корсакова назад в консерваторию.

В произведениях тех лет явно превалируют либеральные, патриотические, народные мотивы. В частности, в течение 1901-1902 годов была создана сатирическая опера «Кащей Бессмертный», которая отвечала демократическим настроениям российского общества того времени. Постановка оперы в марте 1905 силами студентов консерватории с последующим чествованием и поддержкой Римского-Корсакова получили характер политической демонстрации. Полиция прервала митинг и запретила продолжение вечера. Вскоре было запрещено исполнение произведений Римского-Корсакова в России. В 1905 композитор даже приступил к работе над сюжетом оперы «Стенька Разин», с целью воссоздания образа народного героя - освободителя народа от гнета. К сожалению, эта опера по ряду обстоятельств не была завершена.

Музыкальное наследие художника большое и разноплановое. Оно вмещает пятнадцать опер, десять симфонических произведений разных жанров (симфонии, программные симфонические сюиты, каприччио, фантазии, увертюры), пьесы концертного жанра (скрипичная фантазия и фортепианный концерт), три кантаты, камерные инструментальные произведения, романсы и дуэты, многочисленные хоровые пьесы и обработки народных песен. Но с наибольшей полнотой и мощью огромный талант Римского-Корсакова раскрылся в его оперных и симфонических произведениях, лучшие из которых принадлежат к шедеврам мирового музыкального искусства. В оперном творчестве художника воплотились основные традиции и тенденции отечественной и мировой культурной и музыкальной жизни конца XIX - начала ХХ веков. Композитор стал пионером новаторских приемов в сфере оркестрового мышления. Принципы жанрово-эпического, сказочного симфонизма отразились в партитурах его учеников - Глазунова, Лядова, Ипполитова-Иванова. Влияние его оперных народно-бытовых сцен заметно в хоровых эпизодах опер Аренского и других его младших современников. Некоторые особенности его лирики получили свое дальнейшее преобразование и развитие в лирико-созерцательных страницах произведений Рахманинова.

Но не только на музыкальное искусство оказало влияние творчество Римского-Корсакова. «Колдовские звучности» партитур его фантастических сказочных опер («Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о Царе Салтане» и др.) способствовали также прогрессу российской сценически-декоративной театральной (и не только) живописи.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить