Йозеф Гайдн

Автор: Administrator вкл. . Опубликовано в Композиторы

Йозеф Гайдн (31 марта 1732 - 31 мая 1809)

Йозеф ГайднПроизведения вдохновенного поэта звуков, яркого представителя Венской классической школы композитора Йозефа Гайдна давно уже стали достоянием широких среди музыкальных кругов и любителей музыки, войдя в творчество, жизнь и быт многих народов мира. Его творчество в основном приходится на XVIII столетее, вошедшее в историю европейской культуры как эпоха Просвещения, эпоха популяризации научных знаний и культуры, идей добра и справедливости, равноправия людей, эпоха борьбы против догматических и схоластических методов мышления. Это была идеология нового периода в жизни человечества - периода становления капитализма и вызревание буржуазных революционных преобразований. Это была программа устройства будущего общества, которое основано на буржуазных свободах, признании равных прав всех граждан перед обществом и законом.

Целая плеяда ученых, философов, писателей, таких, как известные на весь мир Шарль Луи де Монтескье, Вольтер, Жан Жак Руссо, Поль Анри Гольбах, Клод Адриан Гельвеций, посвятила себя решению актуальных вопросов, касающихся устройства человеческого общества, выяснению самой природы человека. Новые идеи излагались в философских трактатах, острых политических памфлетах, в произведениях искусства, трудах по эстетике.

Музыкальное искусство того времени не осталось в стороне от этого сложного, насыщенного духовными поисками процесса. Стремление к реализму, естественности, раскованности в передаче чувств, большой оптимизм, стремление к лучшему - все это было присуще творчеству подавляющего большинства музыкантов того периода. Наиболее совершенные образцы мировосприятия просветительской эпохи представлены прежде всего в творчестве Глюка, Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Огромная популярность Йозефа Гайдна коренится в природе его таланта. Композитором было написано 104 симфонии (не считая утерянных), 30 музыкально-драматических произведений (в том числе 24 оперы), 12 концертов для фортепиано, 22 концерты для различных солирующих инструментов, 83 струнных квартета, 46 струнных трио, 41 трио для скрипки, виолончели и фортепиано, 34 сонаты, другие пьесы для фортепиано (танцы, рондо, вариации и т.д.), 5 ораторий, 14 месс, 175 пьес для баритона, другие вокальные композиции - кантаты, хоры, почти 200 обработок английских, шотландских и уэльских народных песен. Все произведения художника, независимо от того в мажорной или минорной тональности они написаны, характеризуются оптимистичным тонусом и гармоничностью пропорций. Философская глубина сочетается в них с неприхотливостью бытовых и юмористических образов. Творчество композитора отмечается широтой фольклорных связей, особенно в ней ощутимо влияние австрийской, северо-немецкой, итальянской, французской, чешской, венгерской и хорватской музыки.

Детство свое композитор провел на юге Австрии в маленьком поселке Рорау, недалеко от венгерской границы. Трудовая семья (он является сыном мастера-каретника и кухарки), не смогла дать своим детям серьезное образование, но дала им гораздо больше - крепкие нравственные понятия, подготовила их к нелегкой самостоятельной жизни. Общая дружеская атмосфера семьи вместе с устоями простой сельской жизни во многом определили характер будущего музыканта, а народная музыка, окружавшей его, навсегда запала в его сознание. Сыграла свою положительную роль и музыкальность родителей. В частности известно, что отец хорошо пел и играл на арфе, хотя не был знаком с нотной грамотой. Собственно, Гайдн именно в детстве очень горячо полюбил музыку.

Неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы не школьный учитель и церковный регент Франк. Именно он привез пятилетнего мальчика к себе - в маленький городок Хайнбург на берегу Дуная, где проходило первое профессиональное знакомство маленького гения с музыкой. Через три года на него обратил внимание венский композитор и капельмейстер Георг Ройтер, который забрал мальчика с красивым голосом для пения в хоре венского собора святого Стефана.

На мальчиков-хористов ложилось тяжелая физическая нагрузка: ежедневные песнопения во время многочасовых богослужений в соборе, участие в придворных мероприятиях в роли или певчих, или лакеев, не говоря уж о регулярных изнурительных репетициях. Для обучения почти не оставалось времени. Знание о, как сейчас говорят, теории и истории музыки Гайдн черпал прежде всего из живой музыки, которую сам исполнял (сложные церковные контрапунктическими хоры) и которую слушал. Замечательная музыкальная память помогала удерживать в сознании как сложные произведения культовой музыки, так и произведения новых тогдашних инструментальных жанров: увертюры, симфонии, дивертисменты, кассации, исполнявшиеся во время придворных представлений, а также итальянскую оперную музыку и мелодии венских улиц.

Гайдн рано начал писать музыку, пытаясь на практике освоить технику композиции и искусство контрапункта. У него не было наставников. За девять лет учебы он получил от капельмейстера Ройтера всего два урока композиции. Ройтер не заметил таланта маленького певчего.

Самостоятельность и привычка рассчитывать только на свои силы - эти черты характера проявились уже в детские годы композитора. Они помогали ему и в дальнейшем. Жизнь композитора не было сладкой. Он рано познал нищету. В 17 лет был вынужден уйти из капеллы, потому что у него начал ломаться голос. Музыкант остался без хлеба и крова. Он брался за любую работу. Но при мизерных заработках Гайдн сохранял независимость и жизнерадостность. Он верил в свое будущее. Гайдн не только не растерял свой талант, но и развил его. В течение десятилетия он «сделал из себя» профессионального музыканта.

Большое значение для творчества Гайдна имело знакомство с итальянским композитором, певцом и педагогом Николо Порпорой. Йозеф Гайдн, не имея денег на уроки, поступил в класс известного музыканта аккомпаниатором. При этом ему приходилось подрабатывать лакеем. То есть, изучая искусство контрапункта и гармонии, Гайдн в то же время чистил сапоги и убирал комнаты. Но это не смущало его. Он был готов к выполнению любой работы, чтобы учиться у великого маэстро! Именно с Порпорой состоялось его знакомство с известными венскими музыкантами - Диттерсдорфом, Вагензейлем,  здесь он встретился с известным в то время либреттистом и поэтом Метастазио. С этого момента началось постепенное вхождение Гайдна в музыкальную среду Вены. Совсем скоро его собственные произведения начали пользоваться большим спросом. В это время были написаны первые фортепианные сонаты и симфонии, около десяти квартетов а также опера «Хромой бес», партитура которая к сожалению не сохранилась.

 Возможность заниматься любимым делом и улучшить свое материальное положение Йозеф Гайдн, как и большинство музыкантов того времени, мог только на службе при дворах аристократической знати. Гайдн начал службу придворного композитора в имении помещика Нюрнберга. По рекомендации последнего в 1759 году двадцатисемилетний музыкант получает свою первую постоянную должность придворного капельмейстера у чешского аристократа графа Карла фон Морцина. А еще через два года, в 1761 году, композитор подписывает новый контракт, который почти на тридцать лет связал его судьбу с двором венгерских магнатов князей Эстерхази.

С этого момента музыка, которую писал Гайдн, должна была удовлетворять вкусам хозяев. Композитор даже не имел прав собственности на свои произведения, не мог самовольно отлучаться из имения князя. Гайдн практически стал слугой князя.

Но он не жаловался на судьбу, ибо, как было уже сказано, придворная служба была обыденным явлением в то время. Даже из такой ситуации гений Гайдна сумел извлечь пользу. В его расположении была хорошая инструментальная капелла князя, которая состояла из одаренных музыкантов. В имениях князя зачастую гастролировали драматические и оперные труппы. Это позволяло не только исполнять свои произведения, но и без конца совершенствовать свое мастерство, глядя на других музыкантов.  Именно на службе у князей Эстерхази Гайдн написал подавляющее большинство своих произведений и стал известным во всей Австрии и даже за ее пределами композитором.

Рассмотрим подробнее жизнь великого композитора при дворе князей Эстерхази. В Гайдна было много разных обязанностей, записанных в договоре, который он заключил с князем. Этот договор является очень интересным в историческом плане документом, характеризующим социальное положение музыканта XVIII века, который находился на придворной службе в условиях феодально-абсолютистских отношений. Согласно договору, если, например, князь ждал гостей, Гайдн должен был написать на конкретный назначенный день визита симфонию, квартет или мессу. Композитор был обязан также писать на каждый концерт (а они проходили дважды в неделю) новое произведение. Он был для своего хозяина как бы «музыкальным поваром», который сопровождал трапезу его Высочества приятными для слуха произведениями. Также Гайдн должен был приходить на работу одетым в надлежащей форме - в расшитом золотом камзоле, в белых чулках и в напудренном парике, ежедневно до и после обеда ждать в приемной князя его распоряжений относительно музыки на сегодняшний день.

Одновременно он был и инспектором оркестра: кроме проведения репетиций, обязанностями маэстро было следить за дисциплиной в капелле, за внешним видом оркестрантов, записывать в штрафную книгу тех, кто опаздывает на репетиции, на него ложилась также ответственность за состояние музыкальных инструментов и нот в капелле. Сам капельмейстер находился в замке господина на положении лакея, даже обедал вместе с ними и другими слугами - садовниками, поварами, уборщиками и т.п. Все произведения Гайдна становились собственностью Эстерхази. Композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц, а также не мог свободно покидать владения князя.

Значительные изменения в жизни Гайдна прошли, когда композитору было уже за шестьдесят. В 1790 году умер князь Миклош Эстерхази, на службе которого он был с 1761 года. Композитор своим необыкновенным талантом прославил двор Эстерхази. Все это, а также то, что Гайдн к тому времени стал уже известным в Австрии композитором, не позволяло его просто так выбросить на улицу. В завещании князь назначил маэстро пенсию в размере 1000 гульденов в год. Но так случилось, что потомок покойного князя, Антон Эстерхази, не особо любил музыку и решил распустить капеллу. Вот так Гайдн стал независимым человеком - пенсия князя дала ему возможность вернуться в Вену и заняться творчеством лично для себя.

Однажды, когда Гайдн сидел и разбирал свои нотные записки, в комнату вошел незнакомец «Меня зовут Петер Саломон, я скрипачом из Лондона, - сказал он. - Вы уже неоднократно отказывались выезжать из Австрии. Мы в Англии ценим Вашу музыку и хотели бы, чтобы Вы приняли участие в наших концертах ... Вот наши условия: если Вас они устраивают - мы хоть завтра подпишем соглашение».

Так, по приглашению известного скрипача и антрепренера Петера Саломона, шестидесятилетней композитор дважды посещает Лондон. Первый раз его пребывания в Англии длилось с лета 1791 по зиму 1792 г, во второй - с начала 1794 по середину 1795. В Лондоне маэстро дирижирует рядом концертов из своих сочинений, а также создает новые шедевры, среди которых двенадцать «Лондонских" симфоний». Английский публика с большим энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна, а в Оксфордском университете ему был присужден титул доктора музыки (по этому случаю, Гайдн исполнил свою ранее написанную симфонию, которая получила название «Оксфордская»).

Годы пребывания в Англии были насыщены яркими впечатлениями - такими, которых по признанию самого Гайдна, он не чувствовал в течение всей тридцатилетней службы у Эстерхази! Большой буржуазный город захватил его своей жизнью, и прежде всего, разумеется, жизнью культурной. Его поражали новые формы организации концертной дела - платные публичные концерты, собиравшие разноплановую демократическую публику. Гайдн был удивлен высоким профессиональным уровнем оркестровых коллективов, а также необычно многочисленным составом оркестра. В них играло по 40-50 музыкантов, по сравнению с камерными инструментальными капеллами при дворах австрийских и немецких аристократов, состоявшие максимум из 20-25 человек. Но самое сильное впечатление было связано с фестивалями памяти великого английского композитора немецкого происхождения Георга Фридриха Генделя в Лондоне, которые отличались особой пышностью (в частности в исполнении оратории Генделя участвовал почти тысячный состав исполнителей). Под впечатлением услышанных ораторий Г. Ф. Генделя композитором были созданы 2 светских оратории – «Сотворение мира» в 1798 году и «Времена года» в 1801. Позже исполнение обоих ораторий в Вене имело огромный успех, который очень быстро распространился далеко за пределы Австрии (например, через пять лет после своего появления на свет из-под пера композитора - в 1802 году - оратория «Сотворение мира» была впервые исполнена в Петербурге)

Но все же самым впечатляющим для Гайдна в Англии было отношение зрителей к художнику. Впервые за всю свою жизнь Гайдн почувствовал себя не слугой, а свободным, независимым художником.

Композитор был знаком со многими выдающимися людьми, среди которых были и коронованные особы, много талантливых музыкантов, поэтов, художников. Но более всего ценил он свою дружбу с Моцартом. Гайдн знал его еще ребенком, часто занимался музицированием с ним, играл в четыре руки произведения композиторов того времени и прошлого. И уже тогда понял, что мальчик гениальный. Позже, когда отец Моцарта попросил его давать уроки сыну, он тогда сказал: «Клянусь Богом, как честный человек, ваш сын - величайший из композиторов, которых я знаю. У него и вкус и большое знание законов композиции!» Он не ошибся. И всю жизнь с волнением и радостью следил за ростом этого гения. А Моцарт всю жизнь шутя называл Гайдна «папашей». Свои первые шесть квартетов молодой Моцарт посвятил Гайдну. Гайдн не без гордости читал написанную на нотах посвящение: Моему другу Гайдну.

Когда весть об отъезде Гайдна в Англию разнеслась по Вене, с ним пришел попрощаться Моцарт. Друзья обнялись на прощание. Какой тяжелой была эта разлука для Моцарта! Он расставался со своим лучшим другом. Кроме того, он искренне беспокоился за судьбу старого Гайдна. «Мы с Вами больше не увидимся, папаша Гайд.» - грустно повторял Моцарт. Он будто предрекал, что эта встреча друзей станет последней. Как ни странно, предчувствие Моцарта не обмануло. Когда Гайдн вернулся из Лондона, Моцарта уже не было в живых.

После 1802 композитор больше ничего не написал. Наступила новая эпоха. Начало XIX века стало началом Великой Французской революции. Гайдн же по своему воспитанию, привычками, бытовым укладу принадлежал к прошедшему ХVIII веку. Он не смог понять идей Французской революции, которая подняла на ноги всю Европу и поставила перед человечеством новые социальные и духовные проблемы. Все события, которые с ней связаны, он воспринимал как общий крах. Видимо именно этим и можно объяснить его творческое молчание в последние годы жизни. Умер композитор 31 мая 1809.

Всю жизнь искусство было для Гайдна главной опорой и постоянным источником внутренней гармонии, душевного равновесия и здоровья. Он надеялся, что таким оно останется и для будущего поколения. «В этом мире так мало радостных и довольных людей», - писал семидесятилетний композитор, - «везде их преследуют горе и заботы, должно быть, твой труд послужит со временем тем источником, из которого полный забот и отягощенными делами человек будет черпать свое спокойствие и отдых». Музыка! Как он был благодарен судьбе за то, что она сделала его частью этого великого искусства - и он честно работал, чтобы оно стало еще более прекрасным.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить