Ференц Лист

Автор: Administrator вкл. . Опубликовано в Композиторы

Ференц Лист (22 октября 1811 – 31 июля 1886)

Ференц ЛистЗнаменитый композитор, пианист, педагог Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Райдинге (Доборьяне), в Венгрии. Отец его, служивший управляющим в одном из имений князя Эстергази, отличался музыкальностью и играл на нескольких инструментах. Подметив в сыне способности к музыке, он решил подготовить его к музыкальной карьере. Когда мальчику было девять лет, он впервые выступил на музыкальном вечере у барона фон Брауна и произвел такое впечатление на князя Эстергази, что последний заинтересовался талантливым ребенком и совместно с другими венгерскими магнатами (Амадэ, Аппоньи, Шапари и др.) назначил ему стипендию, которая дала возможность мальчику поехать в Вену и серьезно заняться там фортепианной игрой у Черни, а теорией музыки у Сальери.

В 1823 году отец Листа хотел отдать его в Парижскую консерваторию, но ее директор Керубини, не любивший вундеркиндов, воспрепятствовал этому, мотивируя свой отказ тем, что Лист был иностранцем. Он начал брать частные уроки у Ф. Паэра и А. Рейха. Познакомившись с Шопеном и услышав игру Паганини, Лист задался целью достигнуть такого же совершенства в виртуозности. Берлиоз также оказал громадное влияние на будущего композитора, познакомив его с сущностью инструментальной программной музыки. Весьма благотворное влияние оказали на Листа его близкие отношения с графиней д'Агу, писательницей, известной под псевдонимом Даниель Стерн, которая оставила своего мужа и несколько лет прожила с Листом, подарив ему троих детей (дочь Козима была впоследствии женой Р. Вагнера).

В конце 1839 года Лист отправился в большое путешествие по Европе. Услыхав об успехах Тальберга в Париже, Лист отправился на состязание с ним и одержал блестящую победу. Состязание это было началом его бесконечных триумфов. Лист достиг славы величайшего пианиста-виртуоза. Он объехал Францию, Англию, Данию, Германию и всюду концертировал с величайшим успехом. В 1842 и 1843 годах Лист приезжал в Россию, где ему также сопутствовал колоссальный успех.

В 1847 году Листу предложили место придворного капельмейстера в Веймаре, которое впоследствии он занимал в течение двенадцати лет. Веймар стал своеобразным средоточием музыкальной жизни Германии и резиденцией выдающихся музыкальных талантов (Рафф, Бюлов, Таузиг, Корнелиус и другие представители новой немецкой школы). В Веймаре Лист написал свои знаменитые симфонические поэмы и симфонии «Фауст» и «Божественная комедия» (Данте), в которых ярко сказалась оригинальная индивидуальность его творчества. С 1861-го по 1870 год Лист жил в Риме, после чего вернулся в Веймар, чтобы взять на себя руководство музыкальными торжествами в честь Бетховена. Он ежегодно проводил несколько летних месяцев в Веймаре, занимаясь исключительно композицией. Замечавшееся у Листа еще в юных его годах мистическое настроение, усилившееся особенно после смерти отца в 1827 году и несколько позднее остывшее под влиянием знакомства с Гюго, Бальзаком, Гейне, Мюссе и Жорж Санд, во время пребывания в Риме вновь охватило его, и он в 1865 году принял малое пострижение со званием аббата. С этого момента его творчество преимущественно связано с духовной музыкой. К этому периоду жизни Листа относятся его оратории «Легенда о святой Елизавете» и «Христос», 4 псалма, Реквием и Венгерская коронационная месса. С 1875 года деятельность Листа сосредоточивается главным образом в Пеште, где его избирают президентом вновь основанной Королевской музыкальной академии. На склоне лет Лист завоевал громадный почет и уважение. Ни один музыкант не имел столько наград и почетных отличий. Семидесятилетняя годовщина дня его рождения во многих музыкальных центрах Европы, а также в Петербурге отмечалась концертами, составленными исключительно из произведений маститого композитора. В 1886 году Лист совершил прощальное путешествие по Европе; в Лондоне и Париже в его присутствии была исполнена оратория «Легенда о святой Елизавете». Овации, устроенные ему в Париже, настолько растрогали великого артиста, что он решился играть перед многотысячной публикой. Осенью того же 1886 года Лист собирался посетить Россию, но 31 июля скончался в Байрейте, где и был погребен.

Всего у Листа насчитывается 647 сочинений, в том числе 63 произведения для оркестра, опера «Дон Санчо» (1825), оратории и мессы и около 300 произведений для фортепиано. Особенной популярностью пользуются его рапсодии, этюды, полонезы, ноктюрны, фантазии на «Пуритан», «Лючию», «Жидовку», «Риголетто», 2 фортепианных концерта, Соната h-moll, фантазии и фуги на BACH, 6 органных прелюдий и фуг Баха, переложенных для фортепиано, баллады, легенды, элегии, вальсы и множество парафраз на мотивы из опер Россини, Вагнера, Мейербера, Глинки, Чайковского и других композиторов, транскрипции песен и маршей Шуберта, переложения для фортепиано в две руки Девятой симфонии Бетховена, Фантастической симфонии и других сочинений Берлиоза, увертюры «Тангейзер» Вагнера и пр. Лист стал создателем нового музыкального жанра — симфонической поэмы, в котором им написаны «Прелюды», «Тассо», «Мазепа». Вслед за Листом этот жанр начали разрабатывать и другие композиторы.

Последними композиторскими трудами Листа были симфоническая поэма «От колыбели до могилы» и оратория «Святой Станислав». Фортепианная школа «Methode de Piano» осталась неоконченной. Как пианист-виртуоз Лист открыл новые горизонты. Он обладал не только колоссальной техникой, но и новизной приемов; величайший из пианистов как в игре, так и в своих фортепианных произведениях, он выказал понимание богатых средств фортепиано. Будучи замечательным педагогом, он создал свою особенную листовскую школу, представителями которой являются Таузиг, Бюлов, София Ментер, Рейзенауэр и др.

Одна из главнейших заслуг Листа состоит в его покровительстве молодым талантам. На оперной сцене и в концертах в Веймаре он выдвигал все молодое и выдающееся. «Тангейзер» Вагнера, не имевший успеха в Дрездене, был хорошо принят находит в Веймаре. Берлиоз, потерпевший неудачу в Париже со своей оперой «Бенвенуто Челлини», имеет полный успех в Веймаре. То же происходит с оперой Шумана «Геновева», не оцененной в Лейпциге. Лист в этом отношении имеет сходство с Берлиозом, который, не будучи понят сам, умел понимать других.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить