Сергей Сергеевич Прокофьев

Автор: Administrator вкл. . Опубликовано в Композиторы

 Сергей Сергеевич Прокофьев (23 апреля 1891 – 5 марта 1953)

Сергей ПрокофьевГениев в детстве часто называют вундеркиндами. Сергей Сергеевич Прокофьев и был типичным вундеркиндом - в 6 лет написал маленькие фортепианные пьесы, в 9 - детскую оперу, в 13 лет поступил в консерваторию. Можно было безошибочно спрогнозировать, что ученик Глиэра, Лядова, Римского-Корсакова, окончивший консерваторию дважды - по классу фортепиано и композиции, станет талантливым и ни на кого не похожим.

Родился Прокофьев 23 апреля 1891 в селе Сонцовка Екатеринославской губернии (Днепропетровская область) в семье агронома и учительницы сельской школы. Именно мать воспитала в нем любовь к серьезной музыке.

Будущий композитор ярко заявил о себе еще в начале ХХ века, будучи студентом Петербургской консерватории. Крепко усвоив традиции русской композиторской школы, он все же шел своим путем - «к берегам новой простоты», встречая иногда непонимание или даже отрицание своей музыки. Появление некоторых новых произведений композитора вызвала интерес у музыкантов и одновременно острые споры.

Смелое, новаторское, жизнеутверждающее искусство Сергея Прокофьева, полное сил, оптимизма, перекликалось с передовыми устремлениями своего времени. Его бунтарство было направлено против проявлений пессимизма, уныния, болезненной утонченности и фальши современной культуры. Отсюда и поиски нового музыкального языка, усложненность стиля, подчеркнутая грубоватость, резкость образов, иногда сарказм, гротеск.

Творчество Прокофьева богата по содержанию и разнообразно в жанровом отношении. Он создал восемь опер, семь симфоний, семь балетов, девять инструментальных концертов, более тридцати симфонических сюит и вокально-симфонических произведений (оратории, кантаты, баллады, поэмы), более пятнадцати сонат для различных инструментов, несколько инструментальных ансамблей, огромное количество фортепианных пьес, романсов, а также музыку к театральным спектаклям и кинофильмам. Такая плодовитость творчества объясняется большой работоспособностью композитора, воспитанной еще с раннего детства.

В своих произведениях автор обращался к разным темам и сюжетам как современности, так и исторических - драматических, эпических, а иногда, на первый взгляд, далеких от действительности. Но на самом деле он по-своему откликался на них, выражая уверенность в будущем, оптимизм, здоровые и сильные чувства.

Прокофьев был прекрасным пианистом, часто гастролировал с концертами, он обладал собственным стилем игры. Именно в произведениях для фортепиано проявились характерные образы и приемы прокофьевского творчества. В 1915-1917 годах композитор создает цикл из 20 пьес под названием «Мгновения». Все пьесы цикла - образные, характеристические. В лаконичной форме они выражают типичные образы прокофьевской музыки. 

В 1919 году была написана опера «Любовь к трем апельсинам» по мотивам сказки Гоцци, заказанная композитору дирекцией Чикагской оперы. Черты комедии масок с ее гротескными зарисовками, ироничностью, живостью действия, где все кружится в вихре причудливых образов - фантастических и реальных - все это чрезвычайно увлекало Прокофьева и получило в музыкальном воплощении новое содержание. Заметной частью оперы является Марш. Странные звуки марша, в котором сочетается размеренность с разнообразием ритмов коротких мелодических фраз, богатство орнаментации, а самое важное - живость музыки, где все сверкает и искрится, создают непревзойденное впечатление. 

Особенно ценными в творческом наследии композитора являются его балеты. В каждом из них автор ищет новые жанровые решения. Вслед за новаторской хореографической драмой «Ромео и Джульетта» Сергей Прокофьев обращается к классическому балету «Золушка», в котором продолжает линию сказочного романтического балета.  Балет «Сказка о Шуте» - прекрасный образец музыкального воплощения образов русских народных сказок. Сюжет балета богатый гротескными ситуациями, задиристыми шутками, лирическими эпизодами. 

 Музыка балета «Ромео и Джульетта» раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии - столкновение чистой, светлой любви юных героев и семейной вражды старшего поколения, дикость нравов. Балет стал новаторским шагом в современной хореографии, поскольку считалось, что воплощение столь сложных философских тем невозможно средствами балета. «Ромео и Джульетта» - это очень оригинальное, ярко театральное произведение с четкими образными характерами.

Настоящей жемчужиной музыки С.Прокофьева является «Танец Антильских девушек». Изящная, успокаивающая мелодия танца с простым аккордовым сопровождением, полна очарования. Героико-эпическая тема творчества Прокофьева воплощена в кантате «Александр Невский». 

Великий музыкант, Прокофьев был и великим тружеником, отдавшим сочинению музыки пятьдесят лет из прожитых шестидесяти двух. Его огромный талант после бурного цветения в молодые годы, подвергся трудным испытаниям на чужой почве. После пятнадцатилетнего отсутствия, вернувшись на родину, Прокофьев испытывал неодолимую потребность постичь, что произошло за эти годы в нашей стране. Умный, внимательно «вчитывающийся» в книгу жизни, он постиг величие революционных преобразований, охвативших все стороны деятельности советского общества и советского человека. В 1937 году, к двадцатилетию Октября, он создал Кантату, взяв для нее тексты из «Коммунистического манифеста», «Тезисов о Фейербахе», из книги В. И. Ленина «Что делать?», из Конституции Советского Союза. Возникло необычное произведение огромной художественной и публицистической силы.

Ну и как же не вспомнить слова известного писателя и публициста Ильи Эренбурга , который писал написал о выдающемся музыканте ХХ века Сергее Прокофьеве:  «Это был большой человек, и потомки не смогут понять трудного и славного времени, которое мы еще вправе назвать нашим, не вслушиваясь в произведения Сергея Прокофьева и не задумываясь над его необычайной судьбой».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить