Вольфганг Амадей Моцарт

Автор: Administrator вкл. . Опубликовано в Композиторы

Вольфганг Амадей Моцарт (27 января 1756 – 5 декабря 1791)

Вольфганг МоцартАвстрийский композитор, представитель венского классицизма, считающийся одним из самых гениальных музыкантов в истории человечества. За свою жизнь Моцарт написал 626 произведений: 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и многое другое.

Моцарт родился в Зальцбурге (ныне Австрия), представлявший собой в то время столицу маленького княжества, во главе которого стоял Зальцбургский архиепископ, сочетавший духовную и светскую власть. Его родителями были Леопольд и Анна Мария Пертль Моцарт. Из семи детей от этого брака остались живы только двое - дочь Мария Анна родившаяся 30 июля 1751 года, которую в семье называли Наннерль, и сын  Вольфганг, появившийся на свет 27 января 1756 года. Вольфганг был крещен на второй день после рождения в соборе святого Руперта. Ему дали имя Иоганнес Хризостомус Вольфгангус Теофилус Моцарт. Для родных и близких мальчик был просто Вольфгангом или Амадео — так звучало это имя по-итальянски

Отец Моцарта, Леопольд Моцарт (1719-1787), был капельмейстером зальцбургского архиепископа. Вообще Лепольд был весьма опытным музыкантом, педагогом и композитором. Школа скрипичной игры, изданная Леопольдом Моцартом, пользовалась популярностью не только в Австрии и Германии, но и в других странах, в том числе и в России.

Музыкальные способности Моцарта стали проявляться в раннем детстве. Когда Наннерль было семь лет, Леопольд начал обучать ее нотной грамоте. Трехлетний Вольфганг наблюдал с большим интересом - и пробовал сам играть. Наннерль писала: «Когда ему исполнилось четыре года, отец ради забавы начал учить его нескольким менуэтам и пьесам на клавире. Он играл без ошибок и с высокой изяществом, четко выдерживая ритм. В возрасте пяти лет он уже писал небольшие пьесы, играл отцу, а тот их записывал на бумагу».

Леопольд многому обучил своего сына, в том числе игре на фортепиано и скрипке. Кроме того, было очевидно, что Вольфганг делал прогресс даже в том, чему отец его не учил. Его первая самостоятельная композиция и его врожденная способность играть на скрипке были большой неожиданностью для Леопольда и вызывали у него слезы восторга.

В ян­варе 1762 года Леопольд отправился со своими детьми в Мюнхен, ко двору курфюрста ба­варского. Игра юных музыкантов восхитила и изумила сановных слу­шателей; следствием этого стало их приглашение ко двору Марии Тере­зии в Вене.

Следующим, 1763-м годом, дати­руется длительное путешествие Мо­цартов по Германии, Голландии, Бельгии, Франции, где игра юного Вольфганга неизменно вызывала ру­коплескания публики. В Париже были изданы первые сонаты Моцарта для фортепиано и скрипки.

В 1764 году гениальный мальчик приехал в Лондон. Там он встретил­ся с придворным капельмейстером Иоганном Христианом Бахом (сы­ном великого композитора) и, услы­шав оперы Н. Пиччинни и Б. Галуппи, познакомился с итальянской ме­лодрамой, которая произвела на не­го большое впечатление. Более года прожила семья Моцарта в Лондоне, за это время дети дали много концертов, как для широкой публики, так и при королевском дворе. Здесь он сочинил свои первые симфонии.

Вернувшись в 1966 году обратно в Зальцбург, он принялся за серьезное изучение контрапункта, знакомясь вместе с тем с сочинениями Баха, Генделя, Страделлы, Кариссими и других великих мастеров. Успехи в занятиях шли настолько быстро, что двенадцатилетний Моцарт по заказу императора Иосифа II комическую оперу «Мнимая простушка», которая, впрочем, вследствие интриг не была поставлена на сцене. Сочиненная вскоре Вольфгангом оперетта «Бастьен и Бастьенна» была исполнена на частной сцене. В том же году он дирижирует в Вене большим концертом, в котором исполняется его Торжественная месса, написанная по случаю освящения церкви сиротского дома. По возвращении Моцарта в Зальцбург архиепископ жалует мальчику звание придворного концертмейстера.

Желая дать сыну полное музыкальное образование, Леопольд везет в 1769 году Вольфганга в Италию, где последний вызывает энтузиазм не только у публики, но и среди таких знатоков, как Саммартини в Милане, падре Мартини в Болонье и Балотти в Падуе. В Риме папа посвящает Моцарта в рыцари Золотой шпоры, а в Болонье его избирают в члены филармонической академии. В Милане его опера «Митридат, царь Понтийский» выдерживает подряд 20 представлений. Написанная после этого для миланской сцены опера «Асканио в Альбе» имеет также громадный успех. В следующем году в Зальцбурге идет новая опера «Сон Сципиона», сочиненная Моцартом по случаю избрания нового архиепископа. В 1772 — 1775 годах Моцарт пишет концерты, симфонии, мессы и камерные произведения; в 1775-м получает заказ написать для мюнхенской сцены оперу «Мнимая садовница», которую публика хорошо принимает, и вскоре следует опера «Царь-пастух», написанная для Зальцбурга по случаю приезда туда эрцгерцога Максимилиана.

Несмотря на успех опер, материальные дела Моцарта продолжают быть не самыми лучшими, и его отец подумывает о новом турне, но архиепископ отказывает в отпуске, так что Вольфганг вынужден просить увольнения от службы, чтобы найти себе лучшее место. С тяжелым сердцем отец отпускает его с матерью в далекое путешествие. Прожив бесплодно некоторое время в Мюнхене, Моцарт через Аугсбург и Мангейм приезжает в Париж, где ему удается с успехом выступить в концерте с одной из своих симфоний, но здесь он несет тяжелую утрату в лице своей матери, скончавшейся 3 июля 1778 года. Глубоко опечаленный Моцарт возвращается в Зальцбург к прежней должности придворного концертмейстера. В Зальцбурге его ожидает новый заказ из Мюнхена — он пишет оперу «Идоменей», в которой проявляет стремление к реформе в лирико-драматическом искусстве; в речитативах, хорах и оркестровке этой оперы видны уже следы нового влияния.

В 1781 году Вольфгангу удается, наконец, избавиться от зависимости архиепископа зальцбургского, и он уезжает в Вену. Здесь ему приходится бедствовать и работать наспех ради необходимого заработка. По заказу императора Моцарт пишет оперу «Похищение из сераля», поставленную в 1782 году. Опера эта была принята публикой с энтузиазмом, и ее стали считаеть первой немецкой оперой. Вскоре после первого представле­ния оперы Моцарт женился на Констанции Вебер. Констанция ро­дила ему шестерых детей, но все они были слабого здоровья, и лишь двое пережили своего отца.

Венский круг общения Моцарта благотворно влиял на его творчест­во. В венские годы композитор ин­тенсивно углублял свои знания в об­ласти искусства и философии (в ча­стности, в Вене он вступил в масон­скую ложу). Именно на этот период приходится создание его выдающих­ся симфонических, камерных и ду­ховных произведений и его смелые дерзания в области оперы, ознаме­нованные появлением таких шедев­ров, как «Свадьба Фигаро» (1786) и «Дон Жуан» (1787). Либретто вен­ских опер Моцарта написал поэт им­ператорского театра Лоренцо да Понте.

В 1787 году музыкант получил должность придворного композито­ра и скромное, но постоянное жа­лованье. Впрочем, его финансовое положение и после этого по-прежне­му оставалось трудным — зарабаты­ваемого не хватало на удовлетво­рение элементарных потребностей семьи.

Тяжело перенес Моцарт смерть своего отца, последовавшую 28 мая 1787 года. Здоровье самого компози­тора, ведшего тяжелую труженичес­кую жизнь, на глазах ухудшалось

В 1788 году появляются три его последние симфонии, явившиеся новым словом в этом жанре. Симфония ми-бемоль мажор проникнута танцевальными ритмами и интонациями. Лирико-драматическая симфония соль минор - самая популярная из симфоний Моцарта - по своей задушевности и лирической взволнованности представляет собой уникальное явление в симфонической музыке XVIII века и предвосхищает многое в романтическом симфонизме XIX века. Монументальная симфония до мажор, получившая название «Юпитер», с грандиозным финалом, сочетает сонатную форму с тройной фугой. Ее финал демонстрирует поразительное полифоническое мастерство композитора.

В 1790 году по заказу императора Моцарт написал оперу «Так поступают все». В следующем году он сочинил свои последние оперы — «Милосердие Тита» для Праги по случаю коронации Леопольда II и «Волшебную флейту» для венского театра; эта опера имела колоссальный успех, который возрастал с каждым представлением. Последним произведением Моцарта был его знаменитый «Реквием», который он, однако, не успел закончить.

Умер Моцарт в ночь с 4-го на 5-е декабря 1791 (на тридцать шестом году жизни).  За несколько часов до смерти он напевал песенку Папагено «Известный всем я птицелов» из «Волшебной флейты».  Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери, который действительно завидовал гению Моцарта, и сейчас поддерживается некоторыми музыковедами. Но документальные доказательства этой версии отсутствуют, она основывается только на устных данных, в частности на том, что будто сам Сальери, умирая, находясь уже в состоянии психического расстройства, признался в убийстве Моцарта.  Все это не дает научных оснований для подтверждения страшного преступления.  Поэтому многими музыковедами факт отравления Моцарта отрицается.

Похороны Моцарта проходили при трагических обстоятельствах.  Из-за отсутствия материальных средств у его семьи, великий композитор был похоронен не в отдельной, а в общей могиле.  Точное место его захоронения до сих пор неизвестно.  В день похорон разыгралась непогода, и никто из родных и близких покойного не дошел до кладбища.  Убитая горем вдова Моцарта Констанция не в состоянии была выйти на улицу.  Так тихо, незаметно был похоронен великий гений, музыка которого и по сей день доставляет большое наслаждение. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить