Иоганн Себастьян Бах

Автор: Administrator вкл. . Опубликовано в Композиторы

Иоганн Себастьян Бах  (21 марта 1685 - 28 июля 1750)

Иоганн БахИоганн Себастьян Бах по праву считается одним из величайшим немецкий композитор XVIII века. В большинстве своем он запомнился как композитор церковной музыки и органист.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе, расположенном в западной Тюрингии. Музыкальные традиции этих мест уходят корнями далеко в стредневековье. Здесь еще в XII веке при дворе Германа I (1190-1217) собирались самые знаменитые музыканты.

Родоначальники Баха издавна славились своей музыкальностью. Прапрадед композитора играл на цитре и при этом был булочником по профессии. Из рода Бахов выходили органисты, флейтисты, скрипачи и трубачи. Можно сказать, что у Иоганна Себастьяна было на роду написано стать музыкантом.

Первым учителем Баха был его отец, давший уроки игры на скрипке. Стоит отметить, что отец Иоганна Себастьяна Баха был скрипачом и занимал должность городского музыканта в Эйзенахе. В 1692 году мальчик обучался музыке в школе при церкви св. Георгия.

В 1694 умерла мать композитора, а спустя год ушел из жизни и его отец. На тот момент мальчику было всего 9 лет. Старший брат, Иоганн Кристоф, который работал церковным органистом в соседнем городе Ордруф, взял мальчика к себе. Он устроил мальчика в гимназию и при этом сам обучал его игре на фортепиано и органе. Однако юному Баху казались эти занятия скучными и однообразными. Пытливого десятилетний мальчик больше стремился к самообразованию. Когда мальчик узнал, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, таких как Фробергер, Керл, Пахельбель, он в тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Так продолжалось на протяжении шести месяцев. В результате этого у будущего композитора начались проблемы со зрением. Но однажды брат все же застал его за этим занятием и отобрал уже переписаные ноты

В начале 1700 года в пятнацатилетнем возрасте юный Бах покинул своего опекуна и переехал в Люнебург. Здесь он продолжил свое образование в местной гимназии. В этот период, посетив Гамбург – один из  крупнейших городов Германии, Целле и Любек, ему удалось познакомиться с большим количеством работ известных музыкантов и композиторов. Здесь Бах написал свои первые произведения для органа и клавесина.

В 1703 году после окончания гимназии Бах попытался получить должность органиста в церкви св. Иакова в Зангерхаузене, но не смог этого сделать, т.к. был слишком молод для этой должности. Однако вскоре после этого получил место скрипача в капелле принца Иогана Эрнста Саксонского.

После непродолжительной работы в капелле Долго в капелле принца Бах  9 августа 1703 года  приступил к исполнению обязанно­стей органиста в отстроенной после пожара церкви св. Бонифация в Арнштадте. Доверие консистории росло по отношению к Баху. В 1705 году он взял себе месячный отпуск отпуск, чтобы посетить знаменитого органиста Дитриха Букс­техуде, проживавшего в Любеке. Есть мнение, что молодой музыкант, не имея денег, отправился в Любек пешком и пробыл там четыре месяца (вместо обещанных четырех недель). По возвращении в Арнштадт ему при­шлось объясняться за столь долгую са­мовольную отлучку. Отношения с кон­систорией были испорчены.

В 1706 году Бах оставил Арнштадт и по предложению занял место органиста в церкви св. Блазиуса в городе Мюльхаузене. Через год после этого скончался органист из Ге­рена Иоганн Михаэль Бах, и 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян Бах же­нился на своей кузине  Марии Барбаре Бах.  Вскоре после этого Мария Барбара забеременила и Баху пришлось поступить на должность придворного музыканта в Веймаре, поскольку она приносила куда боль­ший доход, чем должность органиста при мюльхаузенском муниципали­тете.

Новый работодатель Баха, Виль­гельм Эрнст Саксен-Веймарский, был человеком образованным и не чуж­дым меценатства — особенно гордил­ся он тем, что поддерживал не инозем­цев, а своих, немецких, музыкантов (возможно, потому, что «свои музы­канты» обходились дешевле).

Годы, проведенные в Веймаре, стали для композитора периодом творчес­кого созревания. . В этот период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор и великолепная Пассакалия до минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам.

 В1714 году Баха на­значили концертмейстером придворно­го оркестра. Согласно своим обязанностям он был вынужден писать каждый месяц новые произведения (в первую оче­редь, кантаты) и проводить репетиции оркестра. Тем временем, росла сла­ва Баха как органиста. Триумфально про­шли его выступления в Дрездене, Гал­ле и Лейпциге. Но через некоторое время отношения Баха с герцогом Саксен-Веймарским испортились. В начале мая 1717 года ему предложеили должность придворного капельмейсте­ром в Кетене Однако Иоганн Себастьян Бах подал герцогу Саксен-Веймарскому прошение об отставке. Связывают это с натянотостью отношений между ними. Герцог был осорблен поступком композитора и посадил его на гауптвахту.

Отсидев на гауптвахте двад­цать шесть дней, 2 декабря 1717 года Бах со своей семьей отправился из Веймара в Кетен. В Кетене все свои силы Бах отдал светским сочинениям, занимаясь, прежде всего, оркестром князя Лео­польда, своего нового покровителя. Здесьбыли были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл «синфониями»). Эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. Педагогические цели руководили Бахом и при создании сюит — «Французских» и «Английских». В Кётене Бах закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.

В 1720 году скоропостижно скончалась супруга Баха, Мария Барбара. Композитор узнал об этом, возвратив­шись из Карлсбада, куда он сопровож­дал князя Леопольда. Чтобы дети не остались без материнской заботы, 3 де­кабря 1721 года он женился на Анне Магдалене Вильке, одаренной певице и, ко всему, скромной и домовитой де­вушке.

К 1723 году отношения Баха с двором князя Леопольда ухудшились (виною тому была молодая супруга князя, не любившая музыку). Композитор вновь сменил место жительства, переехав, на сей раз, в Лейпциг. Здесь он получил место кан­тора в школе при церкви св. Фомы (так называемой «Томасшуле»), где и слу­жил до самой своей смерти. В1729 году Бах принял еще и руководство «Музы­кальной коллегией». Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах «Музыкальной коллегии» как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера. Раз в неделю члены общества встреча­лись в Циммермановской кофейне. В этот период Бах много и плодотворно работает, создает знаме­нитые «Страсти по Матфею» и «Страс­ти по Иоанну», а также не менее изве­стную «Кофейную кантату».

В июле 1733 года он посылает кур­фюрсту Фридриху II в Дрезден две ча­сти прогремевшей ныне на весь мир Высокой мессы. При жизни Баха она так и не была исполнена целиком, лишь первые две части — Кугіе и Gloria — звучали в лейпцигских храмах. К нотам музыкант приложил ни­жайшую просьбу присвоить ему зва­ние композитора придворной капел­лы. Светлейший курфюрст соизво­лил удовлетворить просьбу кантора школы св. Фомы — но лишь через три года.

Жизнь Баха в Лейпциге была тяже­лой. Денег постоянно не хватало, вве­ренная его заботам Томасшуле тоже приносила немалые огорчения. Цер­ковь выделяла на нее очень скромные средства, и мальчики-певчие нередко и простужались из-за отсут­ствия хорошей одежды. К тому же, да­леко не все из них блистали музыкаль­ными способностями — детей часто принимали в школу, не считаясь с мне­нием кантора.

Утешением для Баха была лишь семья. Старшие сыновья к 1740-м годам уже приобрели известность в музыкаль­ном мире, младшие — подрастали и тоже были способными учениками своего отца.

В 1747 году Бах отправился в Берлин, где при дворе Фридриха II служил клавесинистом его сын Филипп Эмману­эль. Фридрих был наслышан о таланте «старого Баха» и не раз намекал Эмма­нуэлю, что хотел бы насладиться его игрой. И вот, наконец, композитор предпринял путеше­ствие в Берлин. Король принял Баха милостиво. В то время немецкий мас­тер Зильберман только-только начал выпускать «пианофорте», которые нынче называют «дедушками роялей». Король имел несколько этих — весьма дорогих — инструментов. По его просьбе Бах «опробовал» их, блестяще исполнив импровизацию на заданную королем тему. Вернувшись в Лейпциг, он переработал эту тему и создал фугу, которую затем отослал Фридриху.

С весны 1749 года крепкое прежде здоровье начинает доставлять компо­зитору все больше неприятностей. Вследствие развития катаракты Бах стал быстро терять зрение и к концу года полностью ослеп. В марте 1750 го­да знаменитый английский окулист Джон Тейлор сделал ему две опера­ции, но положительного результата они не принесли. Последние месяцы своей жизни Бах провел в комнате с за­шторенными окнами. Он почти не вставал с постели. Говорят, что за де­сять дней до смерти музыкант внезап­но обрел зрение. Но после вскоре случившегося кровоизлияния в мозг его парализовало, и вечером 28 июля 1750 года он скончался. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помогал Бетховен.

Смотрите также

Комментарии   

 
0#1DonnaSkith07.02.2018 05:19
http://tebe-nado.ru - день шопинга в интернет магазине
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить