Людвиг ван Бетховен

Автор: Administrator вкл. . Опубликовано в Композиторы

Людвиг ван Бетховен (16 декабря 1770 - 26 марта 1827)

Людвиг ван БетховенНемецкий композитор, дирижер и пианист, один из величайших художников всех времен Людвиг Ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне. Его мать, Мария Магдалена, была дочерью повара, отец, Иоганн, был певчим Бонн­ской придворной капеллы. Из семерых детей Марии и Иоганна выжили только трое: Людвиг, Каспар и Иоганн.

Первые уроки музики маленький Людвиг брал у отца и проявил такие удивительные способности, что в возрасте семи лет уже концертиро­вал. Однако, его восхождение к творческим вершинам не было быстрым и легким.  Он работал много и упорно.  Изучая бетховенские «Тетради набросков», французский писатель Ромен Роллан с удивлением заметил, что свои некоторые знаменитые мелодии композитор писал «такт за тактом ...  ноту за нотой ... ».

Бетховен рано познал несправедливость, горечь унижений и оскорблений.  Его отец, корыстолюбив, деспотичный, стал надеяться на повто­рение «чуда Моцарта» и связанные с ним финансовые выгоды для почтен­ных родителей вундеркинда.  Он заставлял его с утра до вечера упражняться в игре на фортепиано и скрипке. Строгость и грубость отца наложили отпечаток на его характер. Бетховен, некогда жизнерадостностный, обладавший редкой нравственной чистотой и благородством, навсегда остался замкнутым, необщительным, резким в обращении с окружающими человеком.

Первым человеком, решающим образом повлиявшим на музыкальное и общее развитие Бетховена, был директор придворной капеллы Кристиан Готлоб Нефе. С 1780 г. он являлся наставником Людвига. 

Под его руководством Бетховен изучал основы музыкальной теории и композиции, совершенствовал игру на органе и клавесине.  Нефе пробудил в своем ученике интерес к творчеству Баха и Генделя, помог ему найти самостоятельную оценку разнообразным явлениям музыкальной жизни.

Бетховен берется за изучение истории, литературы, философии.  Новый мир раскрывает перед ним немецкая поэзия и литература, он увлекается Миллером, Гете, Шекспиром.

 В 1782 г. при содействии Нефе были напечатаны вариации Бетховена на тему марша композитора Дресслера и три фортепианные сонаты.  «Этот юный гений, - писал о своем ученике Нефе, - заслуживает поддержку ...». Кроме того, Нефе, когда Людвигу было всего 14 лет, устроил его в придворный оркестр скрипачом, так что юноша получал регу­лярное жалованье.

Так постепенно формируется мировоззрение юного музыканта, его отношение к миру, к человеку, к самому себе.  Особое влияние на него имела французская буржуазная революция 1789 года.  Ее идеи глубоко проникли в его сознание.  Убеждение о равенстве всех людей, ненависть к угнетению человека человеком, отрицание социального неравенства - вот принципы, которым Бетховен остался верен навсегда.

Разнообразие работ, которые выполнял Бетховен, способствовала широким знакомствам Бетховена в кругах боннской интеллигенции и любителей искусства.  Выступая для местной аристократи, Бетховен за короткое время  стал заметной фигурой в музыкальном мире города.

Но растущая духовная и профессиональная зрелость пробуждала чувство неудовлетворенности провинциально ограниченным жизнью Бонна.  Бетховен мечтает о признании крупнейших музыкантов, о занятиях с Моцартом.  И преодолев различные трудности, Бетховен в 1787 году переезжает в Вену.

Моцарт, увлеченный работой над «Дон Жуаном», все же выслушал незнакомца.  «Обратите внимание на него, он всех заставит говорить о себе», - так отозвался Моцарт о юном Бетховена, прослушав фортепианную импровизацию семнадцатилетнего музыканта. 

Однако Бетховену не довелось стать учеником Моцарта.  Его пребывание в Вене было прервано сообщением о болезни матери.  Он вынужден был вернуться в Бонн, чтобы ухаживать за умирающей матерью и спасать опус­тившегося отца-алкоголика. Ему, старшему из братьев, пришлось взять на себя тяжелую обязанность содер­жать семью и дать образование Кас­пару и Иоганну.

Несмотря на трудности, Бетховен продолжал учиться. В 1789 году он стал посещать лекции по философии в Университете в Бонне. Однако музыкальнае и культурная жизнь Бонна не удовлетворяли Бетховена.  Он стремился в Вену - город Гайдна и Моцарта, город музыки, театра.

Заручившись рекомендательными письмами,  Бетховен осенью 1792 г. приехал в Вену.  Кончилась пора юности, наступил новый этап - восхождение к зрелости.

Его чувственная игра и талантливые импровизации покорили Венской публику.  Это было необычно новый исполнительский стиль пылкий и героический. Среди виртуозов Вены Бетховен быстро занял одно из первых мест.  Характер исполнительства Бетховена был совершенно новым.  Он создал монументальный и героический стиль, обращенный к широким массам.

Желая пополнить свои теоретические знания и выработать индивидуальную композиторскую технику, в Вене Бетховен берет уроки у Гайдна, а позднее у препо­давателя контрапункта Альбрехтсбергера и композитора Антонио Сальери. 

В Вене Бетховену было суждено прожить до конца своих дней. Здесь он быстро прославился и как пианист и мастер импровизации, и как компо­зитор. Немало способствовали его ус­пеху и материальному благополучию богатые и просвещенные аристокра­ты, такие как князь Лихновский, граф Разумовский и эрцгерцог Рудольф. Они открыли композитору новые возможности: благодаря их финансо­вой поддержке и связям Бетховен вы­ступал в лучших залах и заключал вы­годные договоры с крупными музы­кальными издательствами.

Двадцать лет - с 1795 года, когда Бетховен дал первый публичный концерт, до 1815 года, когда он пре­кратил выступать как пианист и ди­рижер, - стали для композитора периодом напряженного творчества и международного признания. Для полного счастья не доставало лишь одного - верной подруги жизни.

Но счастья в любви Бетховену ис­пытать не довелось. Давая уроки му­зыки, он бывал в аристократических домах и нередко влюблялся в своих юных учениц. Ни одна из этих любов­ных историй не закончилась женить­бой. Родители возлюбленных уважа­ли Бетховена и восхищались его та­лантом, но на брак согласиться не могли, ведь Бетховен был человеком простого происхождения.

В доме Брунсвиков Людвиг позна­комился с сестрами Терезой и Жозе­финой, а также с их очаровательной кузиной Джульеттой Гвичарди. Бет­ховен восхищался всеми тремя де­вушками, но особенно выделял Жозе­фину, которую в семье звали Пепи. Вполне вероятно, что именно ей ад­ресовано знаменитое письмо к «бес­смертной возлюбленной», которое Бетховен написал в 1812 году. Говори­ли также и о том, что Бетховен явля­ется отцом дочери Жозефины - Миноны. В дальнейшем избранницами композитора были мещанка Тереза Мальфатти, с которой он почти до­шел до алтаря, и певица Амалия Зебальд.

Уже в 1795 году Бетховен почувство­вал первые признаки глухоты. Недуг, подступавший медленно, но неумо­лимо, в корне изменил жизнь компо­зитора. Он был на грани нервного срыва, из-за болезни ухудшились его и без того непростые отношения с ок­ружающими. В письме к доктору Вегелеру он писал: «Я веду жалкую жизнь, два года уже, как я избегаю всякого общества, так как у меня недостает духу сказать людям: я глух ...  Однако, если бы я избавился от этой болезни, я обнял бы весь мир ...  Я схвачу судьбу за глотку.  Совсем согнуть меня ей не удастся ».Общаться с друзьями композитор теперь мог только при помощи «разговорных тетрадей», впоследствии ставших знаменитыми. Со временем он оглох полностью. Но даже это не помешало ему сочинять и не поколебало его веры в ценность жизни.

Последние годы Бетховена про­шли под знаком спора о том, кто бу­дет опекуном Карла, сына его умер­шего брата. Бетховен не хотел, чтобы племянник оставался у матери. Через три года тяжбы он выиграл дело, но его отношения с Карлом безнадежно испортились. В 1826 году Карл попытался покончить с собой. Это оконча­тельно подорвало душевные силы стареющего композитора.

Бетховен умер в Вене в 1827 году в возрасте 57 лет. Насколько скромны­ми и загадочными были похороны Моцарта, настолько пышно и торже­ственно хоронили Бетховена. В тра­урной процессии участвовало двад­цать, а то и тридцать тысяч человек. Друг композитора поэт Грильпарцер написал прощальное слово, послед­няя фраза которого звучала так: «Тот, кто придет вслед за ним, не сможет продолжать дело его, но должен бу­дет начать с самого начала, потому что в своем творчестве Бетховен до­шел до границ искусства».

Бетховена отличала не только разно­сторонность культурных интересов, но и готовность защищать статус свободного художника, полностью неза­висимого в своем творческом и экзис­тенциальном выборе. Уже в 1798 году в «Патетической» сонате — одной из 32, написанных для фортепиано, — композитор обнаруживает стремле­ние к абсолютной творческой свободе. Более поздние его сонаты — знамени­тая «Лунная», «Вальдштейновская» и «Прощание» — в еще большей степе­ни проникнуты этим стремлением.

Одновременно с сонатами появля­лись квартеты и девять симфоний. Третья («Героическая») знаменует со­бой разрыв с прошлым. Последняя, Девятая симфония (1823) стала творческим итогом всей жизни великого композитора. Финал симфонии, в который Бетховен ввел хор и певцов-солистов, написан на текст оды Шиллера «К радости», являющейся страстным призывом ко всеобщему братству. Идея единения (некоего «братства во Христе») зву­чит и в Торжественной мессе.

Творческое наследие Бетховена ве­лико. Многие его произведения еще при жизни автора публика оценила как шедевры. Среди них — пять фор­тепианных концертов, скрипичный концерт, увертюры и опера «Фиделио».

Искусство Бетховена, его музыкальное мышление - сложный синтез передового и традиций многовековой культуры.  Современник Великой французской революции, Бетховен, отразил в своем творчестве великие народные движения этой эпохи, ее прогрессивные идеи.

Русский критик В.В. Стасов называл Бетховена музыкантом, «которого не было в мире с тех пор, как существует музыка», который «наложил печать своей личности и своего могущественного, чрезвычайного начинания на музыку всего последующего века».

 Музыка Бетховена обращена к миллионам людей.  Не только к современникам, но и к людям грядущих поколений.  Она и сегодня радует, вселяет мужество, зовет на борьбу за счастье на всей земле.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить