Франц Петер Шуберт

Автор: Administrator вкл. . Опубликовано в Композиторы

Франц Петер Шуберт (31 января 1797 - 19 ноября 1828)

Франц ШубертГениальный Франц Шуберт является одним из самых талантливых представителей венской классической музыки школы и одним из основателей романтизма в музыке. Он является автором более 600 сольных песен на стихи Гете, Шиллера, Гейне и других, 9 симфоний (наиболее известной из которых является восьмая - «Неоконченная»), около 20 опер, 17 увертюр, 15 струнных квартетов, камерных ансамблей, фортепианных произведений.

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале, предместье Вены. Первые уроки музыки преподал ему отец, Франц Теодор Шуберт, учитель лихтентальской приходской школы. Отец его, Франц Теодор Шуберт,  был учителем лихтентальской приходской школы - человек трудолюбивый и добропорядочный, который и своих детей стремился воспитать в соответствии со своими представлениями о жизненном пути.  Старшие сыновья пошли по стопам отца, тот же путь был заготовлен и Шуберту. Первые уроки музыки преподал ему отец, обучая игре на скрипке, а один из братьев – на клавире.  Затем мальчик перешел под опеку Михаэля Хольцера, регента местной церкви и добрейшего старика - он бесплатно учил Шуберта гармонии и игре на органе.

Вскоре окружающим стало ясно, что перед ними необыкновенно одаренный ребенок.  Когда Шуберту исполнилось 11 лет, его отдали в церковно-певческую школу в Вене - конвикт.  Обстановка учебного заведения благоприятствовала развитию музыкальных способностей мальчика. В школьном ученическом оркестре он играл в группе первых скрипок, а иногда даже исполнял обязанности дирижера. Репертуар оркестра был разнообразен. Шуберт познакомился с симфоническими произведениями различных жанров (симфониями, увертюрами), квартетами, вокальными сочинениями.

Уже в этот период своей жизни Шуберт начал сочинять. Его первыми произведениями были фантазия для фортепиано и ряд песен. Юный композитор писал много, с большим увлечением, часто в ущерб другим школьным занятиям. Талант юного Шуберта заметил придворный капельмейстер - небезызвестный Антонио Сальери. Он продолжил за­ниматься с ним и после его ухода из школы в 1813 году (связанного с тем, что голос подросшего певчего стал ломаться и утратил необходимую «хрустальность»),

Свою первую симфонию ре-мажор Шуберт закончил 28 октября 1813 года. На последнем листе партитуры он написал: «Окончание и конец». Окончание симфонии и конец конвикту.

В 1814 году в Вене произошло собы­тие огромной важности - состоялась премьера бетховенской оперы «Фиделио». Предание гласит, что Шуберт продал все свои школьные учебники, чтобы попасть на эту премьеру. Воз­можно, дело обстояло и не столь драматично, но доподлинно известно, что поклонником Бетховена Франц Шуберт оставался до конца своей не­долгой жизни.

Этот же год ознаменовался для Шу­берта и более прозаическими собы­тиями. Он поступил на работу в ту же школу, где преподавал его отец. Пе­дагогическая деятельность казалась молодому музыканту скучной, не­благодарной, бесконечно далекой от его высоких потребностей. Но он прекрасно понимал, что быть обузой для семьи, которая и без того едва сводила концы с концами, он не мо­жет.

Несмотря на все тяготы, те четыре года, что композитор посвятил учи­тельству, оказались весьма плодот­ворными. Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни, 4 оперы, 2 симфонии, 2 мессы, 2 фортепианные сонаты, струнный квартет. Среди творений этого периода немало немало гениальных произведений. Это Трагическая и Пятая си-бемоль-мажорная симфонии, а также песни «Розочка», «Маргарита за прялкой», «Лесной царь». «Лесной царь» - это драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, резко отличющиеся друг от друга, свои поступки, совершенно несхожие, свои устремления, противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные.

В этот же период складывается во­круг Шуберта дружеский кружок. К старым (еще со времен конвикта) товарищам Иоганну Иенгеру, Ансель­му Хюттенбреннеру и Иосифу Шпауну присоединяются новые - Франц ІІІобер, Иоганн Майерхофер и Тео­дор Кернер. Объединяла друзей пре­данность музыке. Которая, впрочем, не была их исключительной привиле­гией. Вся Вена, казалось, потеряла в ту пору голову от любви к музыке. Му­зыка звучала везде. В концертных за­лах, парках, пригородах - фешене­бельных и не очень, - в кафе и ресто­ранах, в великосветских салонах, на улицах и даже на постоялых дворах.

В 1817 году Франц Шобер познако­мил Шуберта с Иоганном Михаэлем Фоглем, известным всей Вене барито­ном. Фогль согласился прослу­шать некоторые песни молодого композитора. Похмыкал после первой: «Недурно». Потом попросил сыграть еще. И, в конце концов, музыка Шу­берта так захватила его, что он решил стать исполнителем его песен (чем не­мало способствовал их популярнос­ти).

В Шуберте, тем временем, вызрева­ло свое решение, которое он и вопло­тил в жизнь в 1818 году. Он бросил школу, решив все свои силы посвя­тить музыке. Этот шаг был смелым, если не сказать  - безрассудным. Других доходов, кроме учительского жалованья, музыкант не имел. На первых порах помогли друзья, с го­рячностью одобрившие романтичес­кий порыв композитора, а затем ему посчастливилось поступить учителем музыки к дочерям графа Эстергази. Так нашелся компромисс между сво­бодой творчества и необходимостью зарабатывать на хлеб.

В 1820 году состоялось первое пуб­личное исполнение произведений Франца Шуберта, принесшее ему первый успех. Примерно в это же время зародились и «шубертиады» — своеобразные музыкальные вечера, затевавшиеся то в доме кого-то из приятелей композитора, то в его соб­ственной «келье», то в небольшом ка­фе. На этих полузакрытых концертах Шуберт сам аккомпанировал Фоглю, исполнявшему его песни. Вечера про­ходили тем более весело, чем боль­ше желал Шуберт забыться в объяти­ях музыки и друзей.

Неустроенность быта, веселые развлечения не могли отвлечь  Шуберта от творчества, бурного, непрерывного, вдохновенного. Он работал систематически, изо дня в день. «Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую», - признавался композитор. Шуберт сочинял музыку необычайно быстро. Музыкальные мысли рождались непрерывно, композитор едва успевал заносить их на бумагу. А если ее не было под рукой, писал на оборотной стороне меню, на обрывках и клочках. Нуждаясь в деньгах, он особенно страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали ею композитора. Музыка посещала его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать ее, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворен. В этот период Шуберт пишет два своих великолепных произведения - «Неоконченную симфонию» и цикл песен «Прекрасная мельничиха».

В это же время Шуберт узнал ошеломившую его новость: Тереза Гроб, его возлюбленная, вы­шла замуж. Она устала ждать, когда музыкант сможет предложить ей вместе с рукой и сердцем хоть сколь­ко-нибудь пристойное существова­ние. И теперь Шуберт топил свою не­счастную любовь в безудержном ве­селье. Он так никогда и не смог полюбить другую женщину. Лишь в 1824 году ослепительно вспыхнуло — и тут же погасло — чувство к Кароли­не Эстергази, его ученице. Разница в материальном и социальном поло­жении действовала отрезвляюще.

Сумасшедший вихрь работы и со­мнительных удовольствий, которым он предался после известия о невер­ности Терезы, не сулил ничего добро­го. В 1823 году Шуберт оказался в больнице с «дурной болезнью». Дру­зья во всем винили Шобера — имен­но он, этот красавец и повеса, счита­ли они, вверг мягкотелого и увлекаю­щегося, но чистого сердцем Шуберта в «бездну разврата». Увы, от этих обвинений было уже мало прока. Шуберт вышел из больницы вялым, угрюмым, словно постаревшим на десять лет. Ему опять пришлось уст­роиться работать в ненавистную школу — и это обстоятельство то­же усугубило депрессию, лишь нена­долго теперь отпускавшую компози­тора.

В двадцать семь лет композитор писал своему другу Шоберу: «...я чувствую себя несчастным, ничтожнейшим человеком на свете... » Это настроение отразилось и в музыке последнего периода. Если раньше Шуберт создавал преимущественно светлые, радостные произведения, то за год до смерти он пишет песни, объединяя их общим названием «Зимний путь».

Такого с ним еще не бывало. Он писал о страдании и страдал. Он писал о безысходной тоске и безысходно тосковал. Он писал о мучительной боли души и испытывал душевные муки.

Известность Шуберта тем време­нем росла. Его песни вошли в моду. В 1828 году были опубликованы его важнейшие сочинения, а в марте того же года состоялся один из самых зна­менательных для него концертов. На вырученные от него деньги Шуберт купил себе фортепиано. Он так меч­тал о том, чтобы обладать этим «ко­ролевским инструментом». Но долго наслаждаться приобретением ему не довелось. Всего через несколько ме­сяцев Шуберт заболел брюшным ти­фом. Он отчаянно сопротивлялся бо­лезни, строил планы на будущее, пы­таясь работать в постели. Однако 19 ноября 1828 года композитор умер, не дожив даже до 32 лет. Оставшееся имущество было оценено за гроши. Многие сочинения пропали. Согласно его желанию, он был похоронен рядом с Бетховеном, который умер годом ранее. Несколько позже на его надгробии высекли эпитафию, принадлежащую перу Грильпарцера: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и не­сметные надежды».

Комментарии   

 
0#1zak22.08.2016 14:35
Спасибо ! Мне очень нравится этот композитор и недавно открыла себе этого его музыку в джазовой обработке https://ticketbest.ru/event/316877 очень рекомендую ...отличные музыканты и абсолютно не исказили оригинал!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить