Эдуард Францевич Направник

Автор: Administrator вкл. . Опубликовано в Композиторы

Эдуард Францевич Направник (24 августа1839 – 23 ноября 1916)

Эдуард НаправникРусский композитор и дирижер Эдуард Францевич Направник родился 12 (24) августа 1839 года в чешской Богемии, в деревне Бейшта, близ Пардубице. По национальности - чех. Его отец был школьным учителем, органистом и руководителем церковного хора. Эдуард рано начал заниматься музыкой, сначала под руководством отца. В Когда 11 лет после смерти матери Эдуард и его брат Карл переехали жить к тете в Прагу. Здесь Направник учился в училище, продолжая заниматься музыкой. Однако уже в 13 лет мальчик остался сиротой, умер его отец. Лишившись отца и всяких средств к жизни, Направник вынужден был покинуть училище, не окончив курса. Дядя устроил Эдуарда органистом в местной церкви, а в 1854 году Направник поступил в Пражскую Органную школу, где учился у Блажека и Питча. Позднее Направник учился и у Майделя - в фортепианном институте, где вскоре занял место преподавателя.

После окончания Органной школы Эдуарду не удалось поступить в Пражскую консерваторию, хотя ее директор И.-Ф. Киттль, высоко ценил природный музыкальный дар юноши. Он стал давать Направнику частные уроки теории и позволял посещать ежедневные занятия оперной музыкой. Под руководством И.-Ф. Киттля молодой музыкант изучил оркестровку и капельмейстерское дело. Чтение партитур было любимым его занятием, в котором он достиг редкого совершенства. Еще в Праге Направник стал сочинять музыку. Он написал несколько фуг, мужских хоров, фортепьянных вещей, увертюру для оркестра на чешские народные песни, сонату для скрипки с фортепиано и симфонию.

В 1861 году 22-летний Эдуард Направник покинул родные места. Директор Пражской консерватории И.-Ф. Киттль, по-прежнему опекавший юношу, нашел для него место второго дирижера во Франкфуртской Опере, но в то же самое время Направник получает предложение и из России. Когда профессор Пражской консерватории Морис Мильднер узнал, что молодому русскому князю Николаю Юсупову, приехавшему в Чехию, нужен руководитель домашнего оркестра, он, не задумываясь, порекомендовал князю Эдуарда Направника. Юсупов предложил тому 600 рублей жалованья с полным пансионом. Оставшись в Праге без родственников (его брат Карл умер незадолго до этого), Эдуард решает принять предложение русского князя возглавить его частный оркестр в Петербурге. Таким образом, в августе 1861 года Э.Направник приехал в Россию и стал капельмейстером у князя Н.Б. Юсупова. По словам композитора, решающую роль в его выборе сыграла его симпатия к России.

В течение года Направник был дирижером его домашнего оркестра, хорошо выучил русский язык, но и без языка талант пианиста вскоре открыл ему двери в музыкальный мир Петербурга. Его часто приглашали играть на камерных вечерах, устраиваемых именитыми особами. А уже через год его в качестве пианиста пригласили играть на опере «Руслан и Людмила» в Мариинском театре.

В конце 1862 года, по инициативе К.Н. Лядова, Направник был приглашен в Мариинский театр помощником капельмейстера и органистом, но из-за чиновничьего бюрократизма лишь в мае 1864 года с Направником был заключен контракт с постоянным окладом 500 рублей в год. Это пришлось весьма кстати, так как он примерно в это время познакомился с Ольгой Эдуардовной Шрёдер (1846-1902), воспитанницей театрального училища, и стал подумывать о женитьбе. Свадьба состоялась через год, 30 апреля. Ольга Шрёдер была певицей-контральто и также работала в Мариинском театре. Направник не видел в жене выдающегося таланта, у нее же не хватало времени развивать свои способности, все силы ее уходили на детей, и на то, чтобы сводить концы с концами, живя большой семьей на скромное жалованье. За первые девять лет их супружеской жизни у них родилось пятеро детей: три сына (Владимир, Александр и Константин) и две дочери (Варвара и Ольга). Женитьба на русской певице, тем не менее, окончательно решила вопрос, где Направнику жить дальше, на что ориентироваться. Правда, и родную Чехию он не забывал и регулярно навещал ее, поддерживая связи с чешскими музыкантами и композиторами. Но второй его родиной стала Россия, где в 1874 году ему было пожаловано гражданство, где его ждали почести самого высокого ранга.

В петербургском Мариинском оперном театре в полной мере раскрылся талант Направника. Неожиданно для себя он оказался в центре идейно-художественной борьбы за национальные идеалы, народность, реализм в искусстве. Направник стремился поддерживать русское национальное искусство. С этого момента для него начинается период интенсивной работы. 1 мая 1867 года он назначается на должность второго капельмейстера, довольно часто заменяя самого К.Н. Лядова, а с 15 мая 1869 года, вскоре после смерти Лядова, Направник почти на полвека становится главным дирижером оркестра Петербургской русской оперы.

Введя строгую творческую дисциплину, Направник стал для музыкантов наставником, репетитором, педагогом, требуя ревностного служения искусству. И, надо сказать, оркестр любил его, невзирая на строгость, так как Направник проявлял отеческую заботу к своим подчиненным.

Эдуард Направник был удивительно простым в общении человеком. Одной из парадоксальных черт его характера была застенчивость и боязнь толпы. Он ужасно стеснялся людей и в одиночку, и в массе. А ведь это был человек, который в течение 50-ти лет управлял коллективом артистов в 200-300 человек перед еще более многолюдным зрительным залом. Направник и в театре боялся толпы и всяких по его адресу демонстраций. Случалось его силой выводили его на сцену на несмолкаемые аплодисменты; обычно же, кончив спектакль, Направник немедленно одевался и спешил уйти, несмотря на вызовы публики.

Говоря о характере Направника, нельзя не упомянуть его пунктуальности. Его часовая точность стала легендарной в опере и среди артистов, и среди публики. После беспорядка, царившего при Лядове, такая пунктуальность была вначале в глазах многих чуть ли не революцией. Назначение и растущий авторитет впоследствии, когда он понял, что изменения необходимы, дали ему возможность действовать с позиции силы. Удивительно, как этот замкнутый и стеснительный человек, не любивший быть в центре внимания и избегавший общения, в нужные моменты проявлял завидную решительность и настойчивость. Он ставит перед начальством ряд условий по улучшению положения его оркестра. Сначала они принимаются в штыки, но на сторону дирижера становится пресса, общественность.

Точное и безукоризненное по ансамблю исполнение вошло при нем в обычай; организация оркестра и хора поднялась на значительную высоту. Большое участие принимал Направник и в материальном обеспечении служащих. Однажды, явившись в кабинет директора театра Кистера, он заявил: «Барон, я отказываюсь от моей личной прибавки, но настаиваю на полном бенефисе оркестру и хору. Иначе я в русскую оперную труппу не возвращусь». Дирекция театра была вынуждена отступить.

С 1869 года Э.Направник заменяет Лядова на посту главного дирижера Мариинского театра, а также вместо М.А. Балакирева дирижирует симфоническими концертами Русского музыкального общества (РМО), с 1871 года - концертами оркестра Мариинского театра, руководит устройством придворных концертов.

В 1875-1881 годах он был председателем дирекции Петербургского отделения РМО, членом главной Дирекции и почетным членом РМО. Он продирижировал множеством оперных представлений (свыше 2000 за первые 20 лет работы в театре), поставив впервые более 60 опер (из них 40 русских) и возобновив более 30. В то время как театральная дирекция, отражавшая вкусы аристократических кругов, отдавала предпочтение итальянской опере, он неустанно пропагандировал творчество русских композиторов. Среди оперных премьер Направника - «Вражья сила» А.Н. Серова (1871), «Каменный гость» А.С. Даргомыжского (1872), «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1892) и «Ночь перед Рождеством» (1895) Н.А. Римского-Корсакова, «Ратклиф» (1869), «Анджело» (1876), «Кавказский пленник» (1883) и «Сарацин» (1899) Ц.А. Кюи, «Борис Годунов» (1874) М.П. Мусоргского, «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1874), «Орлеанская дева» (1881), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) П.И. Чайковского, «Демон» А.Г. Рубинштейна (1875). Впервые увидели свет в России под художественным руководством Направника оперы «Галька» С. Монюшко, «Проданная невеста» Б. Сметаны, «Аида» и «Риголетто» Д. Верди, «Лоэнгрин» (1869), «Тангейзер» (1873), «Тристан и Изольда» (1899 и 1909), «Риенци» Р. Вагнера, тетралогия «Кольцо нибелунга» (1900-1905) и ряд других. В первые 20 лет работы он проводил около 100 спектаклей за сезон, в 1910-х годах - не менее 50.

С глубоким уважением дирижер относился к операм М.И. Глинки. Именно Направник заложил реалистические и глубоко демократические традиции исполнения оперы «Иван Сусанин» (продирижировав ею свыше пятисот раз), а в 1871 году возобновил, без купюр и искажений, оперу «Руслан и Людмила». Многие оперы, имевшиеся в репертуаре, были возобновлены и по-новому раскрыты Направником.

Композиторская деятельность Направника менее значительна и оригинальна, т.к. поначалу он сочинял музыку лишь для развлечения во время летнего отпуска. В декабре 1868 года с большим успехом была поставлена в Петербурге его первая опера «Нижегородцы». Направнику принадлежат также оперы «Гарольд» (1885), «Дубровский" (по Пушкину, 1895), «Франческа да Римини» (1902), все поставленные в Мариинском театре в Петербурге. К сожалению, его сочинения ныне почти забыты. В репертуаре современных театров сохранилась лишь опера «Дубровский", написанная в традициях П.И. Чайковского и принесшая автору заслуженную известность. Эдуард Направник написал музыку к драматической поэме «Дон-Жуан» А.Толстого, четыре симфонии, симфонический концерт для фортепиано, несколько оркестровых и инструментальных сюит, струнные - один квинтет и три квартета, с фортепиано - один квартет и два трио, много более мелких пьес: оркестровых, инструментальных и вокальных, как для хора, так для вокального квартета и сольных. Зрелые произведения обнаруживают близость к русской школе, прежде всего к Чайковскому.

В 1879 году Русское Нарпавнику по поручению великого князя Константина Николаевича был вручен орден св. Владимира 4-й степени. В дирекции Мариинского театра пришли в ужас. Туда вызвали Направника и заявили: «Не было никогда такого, чтобы музыкант получал подобное отличие. Мы были бы вам весьма признательны, если вы откажетесь от ношения этого ордена». «Орден мне пожалован Государем, и носить я его буду! » - ответил дирижер. Позже ему стали давать ордена ниже Владимира: в 1883 году - Станислава 2-й степени и в 1887 году - Анны 2-й степени. Не каждый военный мог похвастаться такими отличиями. В 1888 году за заслуги перед Россией Направник был возведен в потомственное дворянское достоинство.

28 ноября 1883 года музыкальная общественность Петербурга отмечала 20-летие его деятельности в Мариинском театре. Переполненный зал, цветы и долго не смолкающие овации сопровождали спектакль «Руслан и Людмила», которым дирижировал Направник в день юбилея. Вообще, 1880-е и 1890-е годы можно назвать блестящей порой Русской оперы. Великие оперные произведения Даргомыжского, Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского занимают прочное и постоянное место на столичной сцене. Крупными событиями музыкальной жизни явились постановки опер Чайковского «Мазепа», «Чародейка» и «Евгений Онегин», любовно и тщательно разученных Направником. Особенной художественной тонкостью отличалось исполнение «Евгения Онегина». Когда на премьере занавес опустился в последний раз, растроганный Чайковский, принимая поздравления, снова и снова упоминал Направника: «Это его работа... его заслуга».

П.И. Чайковский считал для себя честью быть другом Направника. С трудом рождавшуюся оперу «Орлеанская дева» он посвятил Эдуарду Францевичу. Их дружба продолжалась до самой кончины великого композитора. Направник очень тяжело воспринял уход из жизни своего близкого друга и музыкального соратника. И попрощался с ним он по-музыкантски: в концерте, посвященном памяти великого композитора, дирижер гениально исполнил Шестую симфонию Чайковского, заложив основы традиций ее интерпретации.

В последний раз Направник дирижировал 23 декабря 1914 года. После этого из-за слабого здоровья музыкант был вынужден прекратить свою 50-летнюю дирижерскую деятельность. Почти два года пришлось пролежать Направнику в больнице и дома. Его по-прежнему продолжали считать главным дирижером театра, без его согласия не принималось ни одно важное решение.

В марте 1916 года он посылает в Фондовый комитет артистов Русской оперы предложение «заведовать на все время существования фонда и поддерживать в должном порядке могилу и памятник дирижера оперы К.Лядова». Это предложение было принято. С вниманием следит Направник за установкой в фойе Мариинского театра мраморных бюстов умерших выдающихся артистов Русской оперы И.А. Мельникова и Ф.И. Стравинского, инициатором чего был он сам.

Направник скончался в Петрограде от заражения крови 10 (23) ноября 1916 года, после четырех операций. Похоронили композитора и дирижера на Новодевичьем кладбище рядом с могилой А. Рубинштейна. После Февральской революции 1917 года семья Направника покинула Россию, эмигрировав в спокойную Бельгию. В России осталась только одна из дочерей дирижера. Она заботилась о большом архиве отца и периодически отправляла документы своей семье в Бельгию.

Приехавший в Россию всего на два года, Направник остался в ней на всю жизнь, оказавшуюся длинной и плодотворной. Отдав почти 50 лет своей жизни музыкальной России, он проявил себя не только как выдающийся дирижер и талантливый композитор, но и как блестящий организатор, подлинный руководитель музыкальной части театра. С именем Эдуарда Направника связаны славные страницы расцвета русской культуры XIX-начала XX вв. Благодаря его неустанной, самозабвенной и целенаправленной работе исполнительский коллектив русской оперы достиг небывалых высот, а театр по праву стал гордостью отечественной культуры.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить