Михаил Иванович Глинка

Автор: Administrator вкл. . Опубликовано в Композиторы

Михаил Иванович Глинка (1 июня 1804 – 15 февраля 1857)

Михаил Иванович ГлинкаВеликий русский композитор, являющийся родоначальником русской классической музыки Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, близ Ельни Смоленской губернии. Отец Иван Николаевич Глинка был капитаном в оставке. Воспитанием болезненного и слабого ребенка занималсаь его бабушка (по отцовской линии). Начальное образование также получил дома. Первые музыкальные занятия проводились под руководстом гувернантки Варвары Федоровны Кламер, но они больше носили любительский характер. В этот период его музыкальные способности выражались «страстью» к колокольному звону, Глинка умел на медных тазах ловко подражать звонарям. В 1815 году начались уроки игры на скрипке и фортепиано.

В начале 1817 года юного Глинку отправили в Петербург, где его усторили в только что открытый Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Этот пансион относился к классу привилегированных учебных заведений для детей дворян. Стоит отметить, что в этот же год туда поступил Лев Пушкин - младший брат поэта. Он был моложе Глинки на год, и они, познакомившись, сдружились. Тогда же Глинка познакомился и с самим поэтом, который периодически навещал своего брата. Не забывал Глинка и о музыке, параллельно с учебой занимаясь уроками игры на фортепиано. Его учителями были такие мастера как: пианист Джон Фильд, скрипач Франц Бем, Шарль Майер. У итальянца Тоди Глинка начал учиться и пению. В начале лета 1822 года он выпустился из пансиона, оказавшись одним из лучших учеников.

В 1822 году Глинка начал себя проявлять как композитор. Он начал с написания вариации для фортепиано или арфы на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше уделяет внимания композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период были написаны хорошо известные романсы и песни: «Не пой, красавица, при мне»на слова А.С. Пушкина, «Не искушай меня без нужды»на слова Е.А. Баратынского и другие.

В марте 1823 года Глинка отправился на Кавказ, на минеральные воды, с целью поправить свое слабае здоровье. Уже в сентябре, возвратившись в Новоспасское, он с новым рвением принялся за музыку. Он уделя музыке очень много времени и пробыл в родном селе до апреля 1824 года, а потом уехал в Петербург и поступил на службу в Министерство путей сообщения (1824-1828). Но вскоре Глинка вышел в отставку, поскольку служба отрывала его от занятий музыкой. В Петербурге Глинка знакомится с людьми, не входившими в светский круг: Одоевским, Грибоедовым, Жуковским, Дельвигом, Мицкевичем. В апреле 1830 года здоровье Глинки ухудшилось и ему пришлось отправиться на лечение  в Германию и Италию.

Несколько месяцев он провел в Ахене и Франкфурте, после чего прибыл в Милан. Здесь Глинка занимался вокалом и композицией, посещал театры и совершал поездки в другие итальянские города. В Италии он изучал итальянскую оперу и бельканто, познакомился с Беллини и Доницетти. После прожитых 4-х лет в Италии Глинка в июле 1833 года отправился в Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение нескольких месяцев брал у него уроки. За границей Михаилом Ивановичем были написаны несколько ярких романсов: «Победитель»«Венецианская ночь» и др. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы. В 1834 году он начал работу над оперой «Иван Сусанин», сюжет которой Глинке подсказал Жуковский. Занятия Глинки в Берлине были прерваны неожиданым известием о кончине его отца. Глинка тотчас же отправляется в Россию.

Вернувшись на родину, Глинка принимается за сочинение русской оперы. Но в это время композитора заботят не только творческие вопросыне только творческие вопросы. Он помышляет о женитьбе. Избранницей Михаила Ивановича стала его дальняя родственница Марья Петровна Иванова. Но будущая жена ничего не смыслила в музыке. Однако чувство Глинки к Марье Петровне было настолько сильным и искренним, что обстоятельства, которые впоследствии привели к несовместимости их судеб, в то время могли казаться не столь существенными.

Венчались молодые в конце апреля 1835 года. Вскоре после этого Глинка с женой отправился в Новоспасское. Счастье в личной жизни подхлестнуло его творческую активность, он принялся за оперу с еще большим рвением.

Опера быстро продвигалась, но добиться постановки её на сцене Петербургского Большого театра было нелегко. Директор императорских театров А.М. Гедеонов с большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. Он отдал её на суд капельмейстеру Кавосу, который являлся автором оперы на тот же сюжет. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв, а свою собственную оперу снял с репертуара. Таким образом, «Иван Сусанин» был принят к постановке, но Глинку при этом обязали не требовать за оперу вознаграждения. Премьера оперы «Жизнь за Царя» (в следующих постановках - «Иван Сусанин») состоялась 27 ноября 1836 года. Она прошла с оглушительным успехом. Глинка писал своей матери на следующий день: «Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения... государь-император... благодарил меня и долго беседовал со мною... »

За «Жизнью за Царя» в 1837 году последовали гениальный «Ночной смотр»и великолепная в музыкальном отношении «Херувимская», написанная для Петербургской Придворной капеллы, в которой Глинка после блестящего успеха своей первой оперы получил место капельмейстера (1837-1840). В 1838 году началась работа над сочинением оперы «Руслан и Людмил». Композитор мечтал о том, чтобы сам Пушкин написал для нее либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому. Опера создавалась в нелегкое для Глинки время. Развод с женой, сплетни, домашние неурядицами и утомительной службой в Придворной капелле сказывались на его здоровье нелучшим образом. В ноябре 1839 года Глинка подал директору прошение об отставке, а в декабре того же года он был уволен.

В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

Весной 1842 года Глинка завершает работу над созданием своей второй оперы - «Руслан и Людмила», которая растянулась более чем на пять лет. Ее премьера состоялась 27 ноября 1842 года, день в день через 6 лет после после первого представления «Ивана Сусанина». Однако, по сравнении с «Иваном Сусаниным», новая опера Глинки вызвала более сильную критику. Царская семья покинула ложу до окончания премьерного спектакля, вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и «Иван Сусанин». Композитор тяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое заграничное путешествие - на этот раз во Францию и Испанию. Вскоре яркие и разнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус. В 1845 году он написал концертную увертюру «Арагонская хота», а вернувшись в Россию (1848) Глинка пишет еще одну увертюру «Ночь в Мадриде» (1851), тогда же была сочинена симфоническая фантазия «Камаринская» на тему русских песен.

В мае 1851 года умерла мать композитора. От такого потрясения у него отнялась правая рука. Мать была самым близким человеком. Физические силы Глинки слабели, когда ему еще не было и пятидесяти. В 1852 году он надеется поправить здоровье в Испании, но добравшись до Парижа задерживается там на два года. Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Париже, Варшаве, а с 1856 года - в Берлине. Он был полон творческих планов, но не хватало сил довести до конца задуманные произведения. Глинка все слабел, и 15 февраля 1857 года скоропостижно скончался.

Он умер в Берлине, на чужбине, вдали от родных и близких. Был похоронен там в скромной могиле на лютеранском кладбище. В мае того же года младшая его сестра Людмила Ивановна Шестакова с друзьями перевезла тело в Кронштадт пароходом. 24 мая 1857 года гроб с телом Глинки опустили в русскую землю на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В 1859 году на могиле М.И. Глинки был открыт памятник (арх. И.И. Горностаев, ск. Н.А. Лаверецкий), а еще через 46 лет, в январе 1906 года, рядом была похоронена и Л.И. Шестакова. Первоначально композитор и его сестра были похоронены недалеко от входа на кладбище, в 1936 году при реконструкции некрополя, прах М.И. Глинки и Л.И. Шестаковой был перенесен вглубь кладбища, на Композиторскую дорожку.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить